По данным Высшей школы экономики доля контрафактного текстиля и одежды на российском рынке достигает 35%. Реальные же масштабы оценить очень сложно.
В 2018 году Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассмотрел 103 дела о поддельной продукции. Анализ судебной статистики показывает, что 54% случаев касались именно одежды и обуви.
Такая тревожная ситуация не только отрицательно сказывается на состоянии экономики в целом, поскольку страдают добросовестные продавцы, но и подвергает опасности здоровье граждан. Чтобы покупатели были уверены в качестве товаров, Правительство РФ приняло решение об обязательной маркировке их отдельных групп. Сегодня поговорим о сроках введения, правилах и оборудовании для маркировки одежды.
Этапы
Эксперимент стартовал в июне 2019 г. С 1 января 2021 г. продавать немаркированные товары запретили. До февраля 2021 г. по упрошенной схеме необходимо было реализовать все остатки продукции.
2023 год — новый этап. В Постановление Правительства РФ № 1956 внесены изменения, уточнены сроки и порядок перехода к системе маркировки:
- 1 января — хранение одежды без индивидуальных кодов становится незаконным;
- 1 июля — запрещено выпускать в оборот одежду без кодов;
- 1 сентября — нельзя выпускать в продажу немаркированные остатки;
- 31 декабря — последняя дата, до которой можно ввести в оборот немаркированные остатки.
Это подтверждает и судебная статистика. «Российская газета» проанализировала решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по контрафактным товарам. С начала 2018 года судом было рассмотрено 103 таких дела. В 54 процентах случаев речь шла о подделке одежды и обуви.
Мы рекомендуем регулярно отслеживать законодательство, чтобы не пропустить возможные изменения.
Маркировка одежды: что именно?
В июле 2023 года перечень трикотажных изделий расширили и дополнили новыми позициями.
Наименование | Код ТН ВЭД |
Трикотажные мужские рубашки | 6105 |
Плащи, пальто и т.п. из искусственного меха | 4304.00.000.0 |
Верхняя одежда из фетра, а также нетканых материалов |
6113.00 6210 |
Верхняя одежда машинной или ручной вязки |
6101 6102 |
Рубашки мужские | 6205 |
Женские блузы, а также их разновидности | 6206 |
Трикотаж женский/мужской |
6103 6104 |
Брюки, пиджаки, костюмы, шорты мужские и т.п. | 6203 |
Платья, юбки, комбинезоны, брюки женские | 6204 |
Спортивные костюмы из трикотажа |
6212.11.000.0 6212.12.000.0 6212.19.000.0 6212.20.000.0 |
Спортивные костюмы без трикотажа | 6211.20.000.0 |
Рабочая спецодежда |
6211.32 6211.33 6211.39.000.0 6211.42 6211.43 6211.49.000.0 |
Возможно, список не окончательный. Все изменения будут отражать в Постановлении.
Правила маркировки детской одежды
В рамках борьбы с низкокачественной контрафактной продукцией внимание сосредоточили и на изделиях для самых маленьких. С января 2021 г. составлен перечень детской одежды, на которую обязательно наносят индивидуальные коды Data Matrix при продаже:
- предметы гардероба для грудничков — ползунки, распашонки;
- нижнее белье — трусы, майки, сорочки, чулочно-носочные изделия;
- платья, рубашки, брюки, юбки и т.п.;
- верхняя одежда.
Получается, что не весь ассортимент одежды для детей и подростков подлежит маркировке, а только изделия с кодами ТН ВЭД 6106, 6201, 6202.
В каких случаях маркировка не нужна
А есть ли случаи, кода нанесение отметок Data Matrix законодательством не предусмотрено? Да, исключения существуют:
- одежда изготовлена для испытаний на соответствие нормативам РФ и Евразийского экономического союза;
- вещь создана как рекламный образец и не предназначена для продажи;
- товар хранится у производителя, без дальнейшей реализации.
Не нужна маркировка швейных изделий, изготовленных портными по индивидуальным заказам. Костюм или платье, пошитые в ателье, сразу переходят в руки покупателя, поэтому отслеживать их судьбу нет необходимости.
Товары, изготовленные мастерами народных промыслов, тоже не надо помечать кодами. Это элементы национальных костюмов с вышивкой, аппликацией и т.п. Вещь может быть сделана полностью вручную или с использованием машинного труда.
Закон не предусматривает нанесение отметок Data Matrix на продукцию, которую реализуют в секонд-хендах, если она отнесена к коду ТН ВЭД 6309 — одежда и другие изделия, бывшие в употреблении.
Кто должен наносить коды?
Маркировку кодами системы «Честный ЗНАК» наносят все участники товарооборота.
Производитель | После регистрации в системе необходимо получить коды и разместить их на товарах. При отправке партии дистрибьютору УПД передают через оператора электронного документооборота. |
Импортер | Импортер обязан заказать коды, а затем отправить их экспортеру уже готовыми к нанесению или файл, предназначенный для распечатки. О вводе товара в оборот отчитываться будет экспортер. |
Дистрибьютор | Обязан сверить партию с информацией, указанной в универсальном передаточном документе, а затем через оператора ЭДО зарегистрировать ее в системе «Честный ЗНАК». |
Розничные магазины | Прием товара также осуществляют через электронный документооборот. Реализация каждой единицы происходит через онлайн-кассу. Если покупатель вернул купленную ранее одежду или код был поврежден/утерян, то продавец обязан вновь нанести маркировку. |
Комиссионные магазины | При приемке новой одежды, но без кода, комиссионер должен добавить на этикетку код Data Matrix. Этот шаг пропускают, если товар уже промаркирован. |
Маркировка остатков
Этот вопрос беспокоит всех продавцов, как оптового, так и розничного сегмента. Напомним, 31 декабря 2023 г. — дата, до которой надо успеть нанести коды на всю продукцию в остатках.
Алгоритм действий:
- Приобретите усиленную электронную подпись и зарегистрируетесь в системе «Честный ЗНАК».
- Заключите договор с ЦРПТ — Центром развития перспективных технологий.
- Обновите прошивку онлайн-кассы — актуальное ПО формирует в чеке код товара.
- Оформите заявку на индивидуальные коды.
- Распечатайте и нанесите их на изделия.
- Уведомите ЦРПТ о введении единиц товара в оборот.
Штрафы за отсутствие маркировки одежды в 2023 году
Наказание предусмотрено за реализацию без кодов почти всех товарных групп. Ответственность несут и производители, импортеры, а также продавцы одежды или текстиля.
Штраф за производство и продажу товаров без индивидуальных кодов Data Matrix:
- юрлица — 50 000 — 100 000 руб. + конфискация продукции;
- должностные лица — 5 000 — 10 000 + конфискация продукции.
Продажа, хранение, транспортировка без подачи сведений в «Честный ЗНАК»:
- физлица — 2 000 — 4 000 руб.,
- юрлица — 50 000 — 300 000 руб.,
- должностные лица — 5 000 — 10 000.
Самая серьезная ответственность — уголовная — последует за нарушениями в особо крупных размерах, т.е. при общей стоимости партии более 2,25 млн руб. Это штраф до 300 000 руб., принудительные работы сроком до 36 месяцев, лишение свободы до 3 лет со штрафом.
Как и куда наносить
В качестве идентификатора используют двухмерный код Data Matrix. Место нанесения закон не регулирует: это бирка, упаковка, этикетка или даже поверхность изделия.
Основные требования к наклейке: она должна быть четкой и контрастной, чтобы сканер без проблем ее считывал. Размер можно выбрать любой, но опытным путем производители выяснили, что достаточно ярлыка 58×40 мм.
Чтобы получить коды, необходимо пройти регистрацию в системе «Честный ЗНАК», а затем описать товары для внесения их в Национальный каталог.
Есть 2 схемы маркировки:
- Расширенная. Включает одиннадцать параметров, таких как наименование, размер, оттенок, модель, классификатор по каталогу ТН ВЭД и т.д.
- Упрощенная. Для розничных магазинов. Содержит 4 характеристики: ИНН владельца партии, номенклатура товара, страна происхождения, категория — женская, мужская, детская одежда.
Data Matrix содержит следующую информацию:
- код товара — 14 символов,
- индивидуальный серийный номер — 13 символов,
- 4-значный ключ проверки от «Честного ЗНАКА»,
- код проверки — 44 символа.
Чтобы облегчить процесс перехода к обязательной маркировке, стоит заранее подготовить и оснастить производственные линии на вашем предприятии.
Оборудование для маркировки одежды
Компания ООО «Арни-Групп» — отечественный производитель маркировочного оборудования. Мы — партнер Центра развития перспективных технологий. Регулярно участвуем в экспериментах по нанесению индивидуальных кодов Data Matrix на разные группы товаров.
Мы разрабатываем этикетировочные машины машины, автоматические комплексы для маркировки, принтеры-аппликаторы. Поставляем качественные надежные расходные материалы: печатные головки, риббоны, этикетки.
Для облегчения работы с этикетками, мы разработали редактор LabelRedo. Он поможет быстро создать шаблон, настроить подходящие шрифты, а также отредактировать базу данных продуктов.
Наши специалисты подберут комплекс исходя из объемов вашего производства, проведут настройку и запуск оборудования, осуществят ремонт и гарантийное обслуживание.