Маркировка пива и слабоалкогольных напитков ещё не началась, но эксперимент продолжается. Напомним, что эксперимент проходит в рамках национальной системы маркировки «Честный знак». Сроки проведения эксперимента с 1 апреля 2021 года по 31 августа 2022 года.
В России идет эксперимент по обязательной маркировке пива и слабоалкогольной продукции. Чем вызвано стремление законодателей ввести строгий учет различной продукции?
По данным Министерства промышленности и торговли доля контрафактного алкоголя на рынке на текущий момент составляет от 5 до 12%. Некачественные напитки не только вредят здоровью потребителей, но и снижают доходы добросовестных производителей.
Контроль государства за товарооборотом поможет сократить рынок нелегального пива, что увеличит количество поступающих в казну налогов. Покупатели же смогут быть уверены, что приобретают товар надлежащего качества.
Сроки и этапы внедрения
Старт эксперимента — 1 апреля 2021, окончание — 28 февраля 2023. Весной-летом 2021 года были разработаны и согласованы основные методические рекомендации, разъясняющие суть нововведений. Далее начались разработка и тестирование механизмов интеграции систем ЕГАИС и Честный ЗНАК.
На данном этапе производители могут поучаствовать в эксперименте добровольно. Как строится работа?
Представители предприятия выполняют практическую работу на производстве, а также участвуют в заседаниях рабочей группы на площадке оператора с целью обсуждения и согласования нормативно-правовой базы, а также процесса внедрения маркировки слабоалкогольных напитков.
Какие возможности дает участие в эксперименте:
- бесплатная апробация технологии нанесения и считывания кодов;
- получение доступа к экспертизе других товарных групп, уже осуществляющих маркировку;
- возможность без спешки вникнуть в тонкости процесса с привлечением экспертов оператора.
Все участники в ходе обсуждений могут вносить свои рекомендации и замечания.
Оператор закрепляет за предприятием менеджера проектов, технического руководителя и специалиста по бизнес-процессам, ответственных за ход эксперимента.
Как устроена система маркировки пива
Система маркировки Честный ЗНАК аналогична для разных групп товаров. На схеме обозначены основные этапы.
- Производитель заказывает у оператора уникальные коды DataMatrix, которые наносит на продукцию. Далее в систему необходимо внести все сведения о произведенном товаре.
- Для отгрузки поставщику надо сформировать универсальный передаточный документ, который через систему электронного документооборота направляют оптовому покупателю.
- При приеме товара проводят сверху кодов на бутылках со сведениями из УПД. Если неточностей нет, то акт подписывают усиленной электронной подписью. Товар списывается с учета изготовителя и переходит на баланс покупателя.
- Магазины и организации общественного питания также принимают товар по УПД. Кассиры выводят из оборота бутылки, сканируя код. Затем данные поступают оператору фискальных данных, который передает их в систему Честный ЗНАК. Бармены поступают аналогичным образом.
Маркировка кег
Разливное пиво предполагают маркировать и выводить из оборота несколько иначе.
На данный момент идет тестирование трех схем:
- выведение кеги из оборота сразу после постановки на кран. Для этого в личном кабинете необходимо будет подать сведения в систему;
- частичное выведение — фиксация каждого факта розлива напитка;
- интервальная схема — регистрация факта вскрытия и опустошения кеги в личном кабинете.
Окончательное решение о формате работы с разливными напитками еще не принято. Предполагается, что Правительство объявит о нем в конце периода проведения эксперимента.
Чем маркировка Честный ЗНАК отличается от ЕГАИС
Возникает резонный вопрос, но ведь алкогольная продукция и так подлежит учету через Единую государственную автоматизированную информационную систему. Для чего такие сложности?
На пиве и слабоалкогольной продукции нет акцизных марок. Оснащение производственных линий оборудованием для нанесения акцизов снизило бы производительность.
Сейчас продавцы отчитываются о факте покупки продукции в ЕГАИС, а также ведут журнал учета выбытия из оборота товаров вручную или в электронном виде. Проследить каждую бутылку от производителя к покупателю невозможно. Это открывает широкие возможности для нечестных продавцов.
По окончании эксперимента обе системы — ЕГАИС и Честный ЗНАК — будут интегрированы. На практике это будет выглядеть так:
- кассир сканирует код DataMatrix,
- данные о продаже уходят в ОФД, а затем в систему маркировки,
- Честный ЗНАК передает полученные данные в ЕГАИС, т.е. будет отмечен факт выбытия каждой бутылки.
Какие виды слабоалкогольной продукции подлежат маркировке?
На данном этапе объявлено о маркировке следующих видов напитков:
- пиво, в том числе безалкогольное,
- слабоалкогольные напитки — сидр, перри, сакэ (с оборотом не более 7%), медовуха.
Уникальные коды необходимо наносить на все виды упаковки — банки, бутылки (стеклянные/пластиковые), кеги.
Проверить, подлежит ли ваша продукция маркировке, можно по кодам ОКПД 2 и ТН ВЭД.
Название товара | Название по ОКПД 2 | ОКПД 2 | ТН ВЭД |
Солодовое пиво в бутылках и сосудах до 10 л | Пиво от 0,5 до 8,6% оборотов, а также более 8,6 % | 11.05.10.120 11.05.10.130 | 2203 00 010 0 |
Прочее пиво (кроме пивных напитков) объемом до 10 л | 2203 00 090 0 | ||
Оно же, в таре более 10 л | 2203 00 100 0 | ||
Безалкогольное | Менее 0,5% оборотов и др. напитки брожения | 11.05.10.110 11.07.19.129 | 2202 91 000 0 |
Пивные напитки в емкостях до 10 л | 11.05.10.160 | 2203 00 090 0 | |
Игристые сидры | Сидр яблочный, грушевый (пуаре) | 11.03.10.211 11.03.10.212 | 2206 00 310 0 |
Неигристые сидры до 2 л | 2206 00 510 0 | ||
Они же, в таре более 2 л | 2206 00 810 0 | ||
Игристые сброженные напитки оборотом до 7% | Слабоалкогольные сброженные напитки | 11.03.10.210 | 2206 00 390 1 |
Они же, в упаковке до 2 л | Медовуха и подобные напитки | 11.03.10.213 11.03.10.219 | 2206 00 590 1 |
Они же, в таре более 2 л | 2206 00 890 1 |
Штрафы за отсутствие обязательной маркировки пива и пивных напитков.
Пока нанесение уникальных кодов на пивную тару остается в рамках эксперимента, штрафные санкции отсутствуют. А после окончания пробного периода будут действовать те же нормы, что и для остальных категорий товаров.
- За продажу без считывания кода налагается штраф:
- кассир — от 2 до 4 тыс. руб.,
- директор/бухгалтер — от 5 до 10 тыс.,
- компания — от 50 до 300 тыс.
- За реализацию не промаркированной продукции есть и уголовная ответственность — от крупного штрафа (300 тыс. руб.) до лишения свободы сроком до 3 лет.
- Наказание возможно за нанесение поддельных кодов, недостоверную информацию о товаре, не передачу данных. При первом выявленном нарушении изымают до 100 тыс. руб., далее — до полумиллиона.
Как подготовиться к внедрению обязательной маркировки пива в 2023 году?
Первый шаг для производителей — регистрация в системе Честный ЗНАК. На сайте ЦРПТ есть подробная инструкция. Также необходимо получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) на носителе Рутокен.
Далее придется внести ряд изменений в ваши бизнес-процессы:
- оформить договор с оператором электронного документооборота;
- приобрести оборудование для сканирования кодов Data Matrix;
- для розничных магазинов — обновить программное обеспечение кассового аппарата. Оно должно поддерживать передачу данных в ОФД, а также должно уметь добавлять коды в чек.
Решения для маркировки пива и слабоалкогольных напитков
Компания ООО «Арни-Групп» является отечественным производителем оборудования для маркировки. Мы — партнеры ЦРПТ, регулярно участвуем в экспериментах по нанесению кодов Data Matrix, отвечающих требованиям системы Честный ЗНАК, на разные группы товаров.
Наши специалисты подберут автоматические комплексы этикетирования для малых и крупных предприятий с учетом объема выпускаемой продукции, а также производственных мощностей.
Для маркировки пива и пивной продукции мы предлагаем:
- аппликатор этикеток А150 Тандем. Предназначен для нанесения заранее напечатанных этикеток, изготовленных типографским методом или при помощи термотрансферной печати. Производительность — 40000 ед./час. Максимальная ширина этикетки — 150 мм, длина — 1000 мм.
- Принтер-аппликатор этикеток Н-ПР-05 Тандем. Модель используют для печати и переноса этикеток на объекты линейным способом. После получения сигнала «обрыв/окончание» этикетки происходит автоматическое переключение работы на второй принтер-аппликатор. В состав входит сенсорная панель управления комплексом, светозвуковая сигнализация.
- Принтер-аппликатор Н-ПР-01. Модель с пневматическим переносом подходит для автоматической маркировки кег. С его помощью можно печатать и наносить этикетки со скоростью 30 шт./мин. Посмотреть, как выглядит процесс нанесения, можно в нашем телеграм-канале.
Наша компания не только разрабатывает этикетировочные машины, автоматические комплексы для маркировки, принтеры-аппликаторы, но и является поставщиком расходных материалов (печатные головки, риббоны, этикетки).
Если вы столкнулись с трудностями при создании этикеток, то предлагаем воспользоваться нашим бесплатным программным обеспечением. Редактор LabelRedo поможет быстро создать шаблон, настроить подходящие шрифты, а также отредактировать базу данных продуктов.
Специалисты ООО «Арни-групп» подберут оборудование с учетом масштабов вашего производства, помогут с настройкой, проведут гарантийное обслуживание и ремонт.